Начальные классы – это время, когда ваш малыш начинает сознательно овладевать речью: он учится быстро и вдумчиво читать, разборчиво писать, запоминать большие объёмы материала и воспроизводить их своими словами. Ребёнок каждый день слышит новые слова, повторяет их и откладывает в памяти, обогащая свой лексикон. Всё это способствует тому, что речь младшего школьника становится более правильной. То, как ребёнок говорит – это показатель развития его личности. Связная речь младших школьников помогает им в обучении, общении, самовоспитании.
Часто родители настолько привыкают к манере и звучанию разговора своего чада, что перестают обращать внимание на недочёты его речи. Чтобы объективно судить о том, насколько правильно говорит ваш ребёнок, прислушайтесь к нему.
- К 5-6 годам малыш осваивает последние, самые сложные звуки – Л и Р. Остальные звуки к этому возрасту уже должны быть чётко поставлены. Таким образом, в норме ученик младших классов верно, без дефектов произносит абсолютно все звуки. В противном случае требуется коррекция речи младших школьников.
- Мелодика разговора должна соответствовать его тематике: например, повышение голоса при вопросе или восклицании.
- Делает ли ребёнок логические ударения, акценты во фразах, в нужном ли темпе проговаривает предложения?
- Также важно и речевое дыхание – младшеклассник не должен «захлёбываться» словами.
- Обратите внимание на словарный запас вашего отпрыска, на то, правильно ли он понимает значения сложных слов и уместно ли употребляет их в разговоре.
Если один или несколько перечисленных выше пунктов вызвали у вас сомнения – возможно, это повод показать ребёнка логопеду. Однако, не стоит сразу начинать переживать – все дети разные, и первые годы в школе даются большинству из них нелегко. Бывают ситуации, когда ученик просто не может справиться с волнением и, прекрасно зная, как произносится и что означает то или иное слово, теряется и начинает «мямлить».
Уделяйте больше внимания развитию сына или дочери, тренируйте память, читайте вслух, разыгрывайте сценки, разговаривайте и обсуждайте вместе прочитанное, увиденное за день – это отличное подспорье в таком ответственном деле как развитие речи младших школьников.
Автор: Информация для ребёнка