Цель деятельности учителя: воспитывать чувство совестливости, человечности, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям. Воспитывать доброжелательность эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Задачи:
– на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;
– у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
– развивать умение высказывать свою точку зрения, отстаивать её, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
– развивать навыки самоанализа.

Планируемые результаты:
Учитель читает стихотворение. – развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками. Умение анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое. Осознание, для чего людям нужна совесть.
Метапредметные – формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).
Предметные – знакомство с высказываниями великих философов и писателей о совести, стыде, раскаянии. Составление представления о таких понятиях как «совесть», «стыд».

Тип урока – изучение новых знаний.

Формы и методы обучения: индивидуальная, словесный, фронтальная, наглядный, групповая, практический.

Оборудование: Толковый словарь В. Н. Даля, Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова, Современный толковый словарь и толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, шаблоны-звёздочки.

Ход урока.

І. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, приглашённых гостей.

II. Мотивация.
Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости. Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни. Закройте глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе? [1] Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой
ТРИ мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум- первый мне ответил.

(прикрепляю карточку со словом «Разум» на дерево)

С ним каждый путь и правилен, и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,

(прикрепляю карточку «Воля»)

Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Ответ сравниваем с ответом мудреца:
Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека -…(совесть!)

(прикрепляю карточку со словом «СОВЕСТЬ»)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.
-Как вы понимаете слова «воля» и «разум»? (ответы детей)

ІIІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
-Подберите к указанным словам антонимы и с помощью ключа разгадайте тему нашего урока.

1. Гордость - ……? (Стыд)
2. Здоровье - ……? (Болезнь)
3. Ложь - ……? (Правда)
4. Трусость - ……? (Смелость)
5. Тьма - ……? (Свет)
6. Грязь - ……? (Чистота)
7. Смерть - ………? (Жизнь)

Ключ (выбрать из слов-ответов буквы под цифрами:1-1, 2-2, 3-4, 4-3, 5-3, 6-3, 7-5)

-Какое ключевое слово получилось? (СОВЕСТЬ)
-Сегодня на уроке мы поговорим о совести и эпиграфом урока будут слова Цицерона. [2]
-Ребята, как вы понимаете, что такое «Совесть»? (дети читают стихи) [3]

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
1. Индивидуальная работа (учащиеся на листочках, в форме звёздочек, пишут «Что такое совесть», у доски читают и прикрепляют в колонку «Знаю»).
-Что бы вы хотели узнать нового? (ответы детей)

2. Работа с определениями.
-Что такое совесть? Попробуйте дать определение.
А) Моделирование понятия “совесть”. -Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма [4], запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску. Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись: Совесть-это…
Б) Работа со словарями. Работа в группах. Учитель: Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром. Подберите однокоренные слова. Объясни значение этих слов.

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм. Древний философ Демокрит высказал своё понятие «Что такое совесть» [5] -Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»? [6] -Нужна ли человеку совесть? (Высказывания учащихся)

3. Работа с притчами. Работа в группах.
• Прочитайте притчу.
• В чем заключается смысл притчи?
• В чем мораль?
• Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? (Чему она вас научила?) [7]
- Ребята, зачем человеку нужна совесть?
- Что значит поступать по совести? (ответы детей)

4. Игра «Найди пару». Работа в паре.
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить.
- Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
- Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
- Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
- Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.)
- Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

5. Размышление над ситуацией.
Представьте ситуацию: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать всё на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому греху.
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло. Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро.

V. Систематизация полученных знаний.
- Давайте послушаем, что по этому поводу думает отец Вячеслав.
1. Слово предоставляется Отцу Вячеславу
2. Просмотр видеофильма «Совесть». Детская православная программа «Купелька».
3. Выводы учащихся.
4. Приём «Продолжи предложение»
Совестливый человек - это…

VI. Итог урока. Рефлексия.
- С каким понятием вы сегодня познакомились на уроке?
- Какие открытия сделали для себя?
- Что вам дал сегодняшний урок? Отвечайте по цепочке, продолжая предложения.
Я узнал(а)…
Я понял(а)…
Я попробую…
В жизни я буду…
Было интересно…
Учитель: Послушайте слова римского императора Марка Аврелия «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни».

VII. Домашнее задание
1.Подобрать пословицы о совести и пояснить их.
2.Написать сочинение по теме урока.


Приложение к уроку

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Совесть.

Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
Яна Кузовлева

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка,- это повесть
Про хорошие дела-
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт-
Никого не подведёт.
Совесть –клад души твоей
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

Приложение 4

Афоризмы:

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких. Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. Пушкин А. С.

Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла. Дени Дидро

Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д. С. Лихачев

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. Генри Луис Менкен

Приложение 5


Приложение 6


Приложение 7

1 группа. Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило! Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

2 группа. Слуга совести.
Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:
— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.
— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?
— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.
— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.

3 группа. Совесть. Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий ... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два – навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал…
- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть!
- Нет, - говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!
Притворился тогда человек совсем больным и говорит:
- Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!
Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее! Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.
- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй!
А в ответ – молчание. Спустился в погреб: туда, сюда – нет нигде совести! Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда… Зарыдал человек:
- Как же я теперь без совести жить-то буду? И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:
- Здесь я… Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: Монах Варнава (Санин)
- Ребята, при какой ситуации главный герой услышал голос совести?

4 группа. Притча о совести.
Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим. От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
- Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).

Приложение 8

Совесть

Я – ученица четвёртого класса и мне очень нравится урок «Светская этика». На этом уроке мы рассуждаем о добре и зле, о бескорыстии и милосердии, о чести и достоинстве, о нравственном поведении. Однажды нашем гостем на уроке был oтец Вячеслав. Мы говорили о совести. Ученики высказывали своё мнение по теме, а затем и церковнослужитель сказал, что совесть есть у каждого человека. Но одни люди прислушиваются к своей совести и совершают справедливые и честные поступки, а другие к совести не прислушиваются, «теряют совесть». Отец Вячеслав показал нам видеофильм. Из этого фильма я поняла, что такое совесть. Совесть сравнивают с компасом, который ведёт человека по жизни. Мне очень понравилось общение с отцом Вячеславом. Думаю, он ещё не раз придёт к нам в класс.

Анастасия Юхимчук


Храм моей мечты

Я живу в селе с чудесным и светлым названием - Яркое. Оно чистое и красивое. На территории села есть школа, сельский совет, детский сад, больница, Дом культуры, памятник погибшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны. Совсем недавно я узнал, что в селе есть церковь, и служит в ней отец Вячеслав. Хоть она и без золоченых куполов, но люди в церковь идут, чтобы послушать проповедь батюшки, задуматься о жизни, помолиться за здоровье или упокой близких , отметить церковные праздники. В канун Сретенья батюшка был гостем в нашем классе. Мне понравился этот приветливый и добрый человек. Общение с ним принесло мне спокойствие и умиление. Мне кажется, нет, я просто убеждаюсь все больше и больше, что именно после этого урока в общении между ребятами нашего класса что-то поменялось. Мы стали как-то мягче, терпеливее в отношении друг к другу. И в этом, я думаю, заслуга отца Вячеслава. А еще отец Вячеслав очень много знает, интересно рассказывает. На картинках я видел много церквей, соборов, храмов, но внутри никогда не был. У меня есть мечта: я хочу, чтобы в нашем селе была построена, пусть хотя бы маленькая церковь, в куполах которой будут отражаться яркие лучи солнца. И тогда наше село станет ещё красивее, люди, которые живут здесь, станут еще приветливее, добрее и терпеливее, а я смогу побывать в Божьем храме.

Силин Сергей

Наша новая игра для Вас!
Кроссворд Морские животные