Экскурсия в православный храм, внеклассное занятие
Цель занятия: дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов.
Расширить представление учащихся о православной традиции отношения к храмам и иконам;
Усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Задачи:
1. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
2. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
3. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
4. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
5. Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
6. Развитие учебных умений: анализ, обобщение полученных знаний.
7. Формирование коммуникативных умений, воспитание культуры общения.
8. Формирование уважения к архитектурным традициям и достижениям, к общечеловеческим ценностям, воплощённым в культуре.
Форма урока: урок-экскурсия.
Организационная часть.
Вступительное слово учителя.
- В 4 классе по ОРКСЭ проходил урок по теме «Совесть». На этом уроке присутствовал иерей Вячеслав Герасимов, который рассказал о совести с православной точки зрения и показал видеоролик детской православной программы «Купелька» - «Совесть». После этого урока у детей появилось желание побывать в православном храме, узнать его назначение и роли в возрождении духовных традиций русского народа. Сегодня мы совершим экскурсию в Свято-Покровский кафедральный собор города Джанкой.
А расскажет нам об этом соборе отец Вячеслав.
Ход экскурсии:
Отец Вячеслав встретил детей у входа в собор. Осенив себя крестом, мы прошли на территорию собора. Здесь отец Вячеслав поведал, что на Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
Любила строить храмы Русь –
В них духа взлёт и благородство… (И. Пашков)
История храмов кафедрального собора г. Джанкой насчитывает более полувека: малый храм перестроен и освящен через месяц после окончания войны, одним из первых его молитвенников был священно-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) Симферопольский и Крымский; новый храм собора заложен в начале 1990-х и в нём уже проходят богослужения.
Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы. Чаще храмы имеют форму корабля, креста, круга или звезды (восьмиугольника).
Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
- У него есть купол, на котором находится крест. Купола (или глава) – символ соединения земного и небесного.
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
звонят её колокола… (Е. Чернухин)
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.
Притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Храм
Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него) с иконой праздника.
По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира
(греч. «жребий, надел»).
Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма).
В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)
За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)
Иерей Вячеслав Герасимов рассказал, что самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находится антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гробе, напрестольное Евангелие, крест.
Отец Вячеслав рассказал, что, в храме есть много икон. Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым). Особо чтимой является икона Божьей Матери, именуемой «Умиление"
Ежегодно10 августа (28 июля ст.) в Покровском кафедральном соборе г. Джанкой проводится день празднования иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской.
Икона была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы - "Радость всех радостей". Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.
После прославления преподобного Серафима в лике святых император Николай II подарил для иконы драгоценную ризу. В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы "Радость всех радостей", был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди. В июне 1991 года икону передали патриарху Алексию II, и сейчас она находится в Патриаршей резиденции. Один раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - Серафимо-Дивеевскую икону "Умиление" выносят на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор.
Отец Вячеслав рассказал и показал, как правильно прикладываться к иконам, после чего желающие приложились к иконе Божьей Матери «Умиление».
и к иконе «Вознесение Христово».
Когда хотят помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
Церковная свеча — символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к
Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как
воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму
за себя и за своих ближних. Свечи по обыкновению ставят за здравие. Но есть в церкви панихидный столик – «канун»;
там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни. По окончанию экскурсии дети задавали вопросы,
на которые иерей Вячеслав Герасимов давал исчерпывающие ответы.
Наша экскурсия по Свято-Покровскому собору завершена, но дети так увлеклись, что захотели посетить храм в честь иконы «Божьей матери всех скорбящих Радости» в родном селе Яркое, где проповедует отец Вячеслав.
Хоть у нас церковь и маленькая, но в ней соблюдены все правила устройства храма.
Есть в ней притвор, храм и алтарь. Есть иконостас и Златые врата. Есть аналой и подсвечники, где можно поставить свечи за здравие
и за упокой.
В свече есть Благодать Святого Духа,
Слияние любви всех христиан.
Напоминанье - свет идет от Бога,
И все дороги, нас приводят в храм.
Свеча горит, как символ нашей веры,
А вера в сердце — это Божий дар.
И пусть священник в храме ежедневно,
Зажжённую свечу несёт в алтарь.
Детей заинтересовал столик, на котором лежали книги, подготовленные к службе вознесения Иисуса Христа.
Книги написаны на старославянском языке. Ребята вспомнили, что создателями старославянской азбуки были монахи
Кирилл и Мефодий. Отец Вячеслав рассказал детям, что в средние века богослужение допускалось только на трех языках:
латинском, греческом и еврейском (как рассказывает евангельская легенда, по-древнееврейски, по-древнегречески и
по-латински была сделана надпись на кресте, на котором распяли Иисуса). Кирилл и Мефодий добились у папы римского
признания старославянского языка четвертым языком церкви, что явилось крупной победой в их борьбе за права славян вести
богослужение на родном языке.
Рефлексия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?
Храм божий – небесный островок на грешной земле.
Тысячи лет люди ходят в храм.
Идут страждущие и плачущие – и там утешаются.
Идут растерявшиеся – и там получают наставление.
Идут провинившиеся – и получают прощение.
Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.
Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.
Прощаемся. В церковной лавке дети купили именные иконки, крестики и свечи.
Мы стали немножко образованнее, мы больше познакомились с православной культурой. На душе светлее. Спасибо всем и Богу слава.